Организация обучения детей с ОВЗ

Приветствуем Вас на нашем сайте!

Организация обучения детей с ОВЗ

 

 

  1. Приказ от 19.12.2014г. №1598 "Об утверждении федерально государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  2. Приказ  от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерально государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  3. План мероприятий («дорожная карта») по реализации концепции развития инклюзивного образования в Тогучинском районе на 2016-2020 годы"
  4. Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ
  5. Приказ 22.09.2017 №320 "О создании специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья и детей - инвалидов Тогучинского района "
  6. Положение об инклюзивном (интегрированном) обучении детей-инвалидов и детей, имеющих статус «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» в МБОУ Тогучинского района «Горновская средняя школа»

 

 

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

 

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Классификация основных категорий детей с ОВЗ

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

  3. Дети с нарушением речи (логопаты);

  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  5. Дети с умственной отсталостью;

  6. Дети с задержкой психического развития;

  7. Дети с нарушением поведения и общения;

  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Однако сейчас мы наблюдаем именно такую ситуацию, и постепенно это становится нормой, т.к. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия. 

 

Можно, конечно, долго спорить, хорошо это или плохо для педагогов и самих детей, только споры ни к чему не приведут и игнорировать этот факт и работать так, как раньше, ничего не меняя – значит не только оставить его без помощи и поддержки, но и накликать на себя много неприятностей. Каким же образом строить свою работу учителю, у которого в классе такой особенный ребенок. крайне важно изучить особенности детей овз перед тем, как с ними работать. Я говорю конкретно о ЗПР иУО. Дело в том, что умственную отсталость часто путают с задержкой психического развития, а эти понятия очень сильно отличаются друг от друга! Кроме того, и умственная отсталость тоже может быть разной – от лёгкой до глубокой, и со своими особенностями и нюансами, без учёта которых добиться успеха будет сложно, а иногда и невозможно (т.к. педагог не будет знать – что под силу ребёнку, в чём ему необходима помощь и какая, а с чем он никогда не сможет справиться, как бы ни старался).

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.  ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то используют иные адекватные ситуации термины.

Умственная отсталость (малоумиеолигофрения; — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации[1]. Как говорят доктора, умственная отсталость – это недуг, главным признаком которого является либо приобретенное (малышом до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. Умственная отсталость – это стабильный уровень недоразвитого интеллекта. Хотя отмечались даже случаи его повышения со временем вследствие воздействия обучения, социума, воспитания.

Самый первый и важный документ для нас это ФГОС ОВЗ  В стандарте прописаны программы для каждой категории лиц с овз. определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения, а также все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и зпр. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам.

на каждого ребёнка составляется адаптированную образовательную программу (АОП), учитывающую все его особенности. (3 категории детей в классе).На ребенка с ЗПР составляется адаптированная программа: она мало отличается от общеобразовательной, имеются отличии в объеме содержания, в результатах освоения программы, идет коррекция домашнего задания, дифференциация материала применяемого на уроке. А программа для обучающихся с умственной отсталостью кардинальным образом отличается от общеобразовательной! Она предполагает:

  • Другой учебный план, следовательно, другие предметы (скажем, не алгебра и геометрия в старших классах, а просто математика, не литература, а чтение) .Обратить внимание на англ.язык

  •  Другое содержание, объём и глубину учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно  знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы), т.е. образование по программе для детей с умственной отсталостью, что называется, «нецензовое».

  •  Другие учебники (их необходимо заказать для таких обучающихся или попросить во временное пользование в близлежащих коррекционных школах).

  •  Другие методы и приёмы обучения.

  •  Другие экзамены по окончании сроков обучения. Сейчас эти дети сдают только один экзамен по трудовому обучению (по одному из профилей трудового обучения) по билетам. Есть мнение, что будут вводиться ещё экзамены по русскому языку и математике, но пока неизвестно, когда.

  •  Другой документ об образовании (не аттестат, а свидетельство).

 

Изучили фгос, составили программы, идем на урок. Как работать в инклюзивном классе понятно тем, кому повезло работать в малокомплектных школах. Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика ( карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит, остальные дети выполняют какие – то задания по карточкам.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

  1. Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

  2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.

4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:

- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;

- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.

Достичь определенных результатов и успехов в коррекционной работе с детьми с овз возможно только путем постановки правильных целей и слаженной работы всего пед коллектива.

 

          

                    

Дата последнего обновления страницы 25.08.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»